На что не пойти ради славы?
Чтобы продать украинскую книгу, недостаточно просто написать хороший текст и добиться прекрасного качества издания. Очень часто «хорошее литературное произведение» и «популярное литературное произведение» – это совершенно разные понятия, а ширпотребные поккет-буки «уходят» намного лучше твердого переплета с качественной финской бумагой. И для продажи даже минимального тиража украинской книги, нужно придумать сенсацию, скандал, невиданный PR-ход.
Бывают скандалы большие и маленькие. Большие рождаются издательствами не для продвижения на рынок какой-то отдельной книги, а для развития собственного бренда. Особенно хорошо это удается братьям Капрановым, директорам издательства «Зеленый пес», периодически гремящим в масс-медиа то акциями сжигания книг под окнам Кабинета Министров, то угрозами сотворить нечто подобное с оранжевыми шарфиками под окнами Секретариата Президента. Понять их можно – в этом издательстве упор делается на недорогие книги, продаваемые, в основном, через каталог «Книгоноша». Как сохранить невысокую цену на книги в условиях тотального налогового прессинга, никто не объясняет. В добавок к этому Капрановым пришлось бороться и с «Укрпочтой», страстно пожелавшей поднять тарифы на пересылку книг.
Не все издатели идут так далеко, но организовывать подобные акции стараются по максимуму. К примеру, издательство «Факт» объявило 2006-й годом украинской книги с написанием большого открытого письма, подписанного множеством небезразличных людей. И их тоже можно понять: как бы ни старалось издательство искать новых талантливых авторов, при максимальном тираже 3-5 тысяч экземпляров большого финансового успеха достичь очень сложно. А сделать тираж больше не позволяют все те же материальные трудности. Замкнутый круг какой-то получается.
Ради продажи одного конкретного продукта можно поскандалить в небольших масштабах – назвать роман «Сексуальные извращение на фоне бескрайней степи», в тексте через каждые три фразы вставлять слова «секс», «маньяк» и фразы а-ля «он взял меня на фоне гор». Классический вариант подобного хода – это «Польові дослідження українського сексу» Оксаны Забужко, ставшие культовыми едва ли не благодаря своему сползанию на «скользкую тему». Не совсем достойным, но все-таки продолжением подобного хода стало творчество Ирены Карпы, которую покупают, читают и знают совсем не за художественные и интеллектуальные качества текста. Пока что финалом подобной стратегии можно назвать и роман Степана Процюка «Тотем», в котором автор вложил все описанные составляющие успеха, а еще добавил интриги в образе «первого украинского мужского секс-скандала».
Скандальные «фишки» можно заменить другими PR-ходами. Примером для подражания здесь является издательство «Кальвария». Каждую новую книгу они не просто «выбрасывают» на прилавки, с возможной ее презентацией в узком кругу приближенных интеллектуалов, а пытаются создать вокруг сего события что-то вроде интриги с привлечением максимума общественного внимания. Для этого используются моноспектакли на основе текста свеженького произведения («Протоколы рыбного дня», Лия Шева), подарки присутствующим в виде живых крыс («Гаргантюа и Пантагрюэль», Франсуа Рабле), приглашение корифеев в виде десанта знаменитых писателей («Элементал», Василий Шкляр), или же посла Федеративной Республики Германия («Солнечная аллея», Томас Брусиг). Хотя самым популярным PR-ходом все же остается угощение журналистов алкогольными напитками для вызова их благодарных чувств или же нейтральной реакции в лучшем случае. Главное в этом деле – по-пьяни не забыть названия презентуемой книги.
Не цепляясь за какой-то отдельный роман, можно создать культ вокруг имени автора. И тогда все произведения априори станут бестселлерами. И не важно, каким образом эти культы создаются - то ли показной тягой к анархичности, как у Сергея Жадана, то ли написанием скандальных статей в не менее скандальных газетах, как это практиковала Лада Лузина. Ведь по большому счету способ достижения успеха никоим образом не может сделать творчество конкретного автора хуже или же лучше. Ну, это кому как больше нравится.
И отдельно стоит упомянуть о выпуске книг «под заказ» с самостоятельной оплатой тиража. А то, что собственная графомания превращается в произведение, уже не имеет значение, здесь главное – увековечить свое имя в литературе. Так или примерно так появился, «замечательный» сборник стихов «Deca dela» Ирины Корниловой, или изданные «исключительно для двух человек на всей планете» «Вода и ветер» Константина Пелеха и Александра Перепечая. Было бы полбеды, если бы подобные «глубины» мысли и «шедевры» рифмы так и украшали книжные полки самих заказчиков, но когда видишь их на прилавках магазинов, не знаешь – то ли смеяться, то ли плакать.
Юлия Радоцкая, для DailyUA
Джерело: www.daily.com.ua